Леонардо да Винчи - один из крупнейших представителей искусства Высокого Возрождения, опередивший свое время на несколько веков средневековый инженер, живописец, плотник, механик, патологоанатом, музыкант, математик, изобретатель, архитектор, археолог, метеоролог, астроном… Годы жизни: 15 апреля 1452 года - 1519 годы.
Леонардо не имел фамилии в современном смысле; «да Винчи» означает просто «(родом) из городка Винчи». Полное его имя — итал. Leonardo di ser Piero da Vinci, то есть «Леонардо, сын господина Пьеро из Винчи».
В одном из каменных домов городка Винчи, расположенного в горах Тосканы, 15 апреля 1452 года родился, пожалуй, самый многогранный гений Возрождения — Леонардо да Винчи.
Загадка Леонардо да Винчи начинается с его рождения.
Он был незаконнорожденным сыном женщины, о которой почти ничего неизвестно. Мы не знаем ни ее фамилии, ни возраста, ни внешности. Биографы называют ее молодой крестьянкой.
О том, как проходило детство Леонардо в Винчи нам ничего неизвестно. В более поздние годы он увлекался ботаникой, геологией, наблюдениями за полетом птиц, игрой солнечного света и тени, движением воды.
Среди более семи тысяч страниц рукописей и рисунков Леонардо да Винчи, сохранившихся до наших дней, нет ни одной, которая касалась бы его юности. У него вообще чрезвычайно мало заметок, имеющих отношение к собственной жизни.
Его образование, очевидно, было таким, как у всякого живущего в маленьком городке мальчика из хорошей семьи: чтение, письмо, начала математики, латынь. Латынь никак ему не давалась, он боролся с ней до конца своих дней.
Его почерк удивителен. Он пишет справа налево, буквы перевернуты так, что текст легче читать с помощью зеркала.
1469 год — Леонардо поступает в художественную мастерскую лучшего живописца Тосканы Андреа дель Верроккио.
В тридцать лет Леонардо да Винчи уехал в Милан. При дворе Сфорца, он выступал не только как лютнист и певец, но и как декламатор сатир, баллад и «пророчеств», которые он сочинял сам. «Пророчества» Леонардо да Винчи на самом деле были загадками, их название содержало отгадку.
Например, «Появится много общин, члены которых спрячутся со своими детьми в мрачных пещерах и там смогут пропитать себя и свои семьи в течении долгих месяцев, обходясь без света, искусственного или природного.»
После того как двор пытался отгадать загадку, Леонардо сообщал название: «Муравейники».
Очень часто его гений и таланты использовались лишь для развлечения двора, при котором он состоял.
Усадьба Клу, где Леонардо да Винчи провел свои последние дни при дворе Франциска I, пережила столетия и сегодня отреставрирована так, что стала похоже на ту, какой ее знал Леонардо.
Ныне она принадлежит графу Юберу де Сен-Бри и он сделал ее памятником художнику. Туристы, гуляющие по ее паркам, могут представить себе старика, сидящего где-то поблизости и наблюдающего те же сцены, что и они.
Кухня — центр жизни дома в зимнее время — осталась почти такой же, как и была. Сохранился даже тоннель, соединяющий усадьбу с замком в Амбуазе. Чаще всего по нему ходил Франциск, молодой король, покровитель Леонардо да Винчи, который наносил художнику постоянные визиты, чтобы побеседовать с ним на темы философии и искусства. Король высоко ценил его мнение.
Требуя от художника углубленного изучения изображаемых предметов, Леонардо да Винчи заносил все свои наблюдения в записную книжку, которую постоянно носил при себе.
Итогом стал своеобразный интимный дневник, подобного которому нет во всей мировой литературе. Рисунки, чертежи и эскизы сопровождаются здесь краткими заметками по вопросам перспективы, архитектуры, музыки, естествознания, военно-инженерного дела и т. п.; все это пересыпано разнообразными изречениями, философскими рассуждениями, аллегориями, анекдотами, баснями. В совокупности записи этих 120 книжек представляют материалы для обширнейшей энциклопедии.
Огромное литературное наследие Леонардо да Винчи дошло до наших дней в хаотическом виде, в рукописях, написанных левой рукой. Хотя Леонардо да Винчи не напечатал из них ни строчки, однако в своих записях он постоянно обращался к воображаемому читателю и все последние годы жизни упорно носился с мыслью об издании своих трудов.
Уже после смерти Леонардо да Винчи его друг и ученик Франческо Мельци выбрал из них отрывки, относящиеся к живописи, из которых был впоследствии скомпонован «Трактат о живописи» (Trattato della pittura, 1-е изд., 1651 г.).
В полном же виде рукописное наследие Леонардо да Винчи было опубликовано только в XIX—XX веках.
Он виртуозно играл на лире. Когда в суде Милана рассматривалось дело Леонардо да Винчи, он фигурировал там именно как музыкант, а не как художник или изобретатель.
Леонардо первым объяснил, почему небо синее. В книге «О живописи» он писал:
«Синева неба происходит благодаря толще освещенных частиц воздуха, которая расположена между Землей и находящейся наверху чернотой».
Леонардо да Винчи в одинаковой степени хорошо владел правой и левой руками. Говорят даже, что он мог одновременно писать разные тексты разными руками.
Был вегетарианцем. Ему принадлежат слова
«Если человек стремится к свободе,
почему он птиц и зверей держит в клетках?..
Человек воистину царь зверей, ведь он жестоко истребляет их.
Мы живем умерщвляя других. Мы ходячие кладбища!
Еще в раннем возрасте я отказался от мяса».
Леонардо да Винчи, как настоящий провидец, писал в «Дневниках»: «Люди будут разговаривать друг с другом из самых отдаленных стран и друг другу отвечать, как будто находясь рядом». Речь, очевидно, о телефоне.
«Люди будут ходить, не двигаясь, смогут говорить с тем, кого нет, слышать того, кто безмолвствует». Это о телевидении и магнитофоне.
«Ты увидишь себя падающим с великих высот без всякого вреда для тебя» — очевидно, прыжки с парашютом.
«Будут погублены бесчисленные жизни, и в земле будут сделаны бесчисленные дыры» — тут, скорее всего, провидец говорит о воронках от авиабомб и снарядов, которые действительно погубили бесчисленные жизни.
Леонардо да Винчи даже предвидит путешествия в космос: «И многие наземные и водяные животные поднимутся между звезд…» — запуск живых существ в космос.
Сделанные да Винчи изобретения и открытия охватывают все области знания (их более 50!), полностью предвосхищая основные направления развития современной цивилизации.
В октябре 2002 года в Англии из дерева, птичьих перьев, выделений жуков были изготовлены летные приспособления, разработанные Леонардо да Винчи, — прообразы современного парашюта и дельтаплана.
Еще в 1483 году Леонардо записал на полях чертежей:
«Если человек найдет полотно в 12 ярдов по ширине и высоте, он сможет спрыгнуть с любой высоты без повреждений».
В 1777 году француз Жан Думье, приговоренный к смертной казни, должен был испытать «летающий плащ» профессора Фонтажа, изготовленный по эскизам Леонардо. В случае удачи ему было обещано помилование.
Думье выполнил прыжок с крыши тюремной башни и остался жив.
Домкрат. Состоит из рукоятки, приводов и стержня с зубцами, двигающегося вверх и вниз.
Прожектор. Идея прожектора возникла из сценических потребностей. Он представлял собой ящик, с одной стороны которого располагалась большая стеклянная линза, а внутри находилась свеча.
Так Леонардо да Винчи создавал «интенсивный и широкий свет».
До самой смерти Леонардо да Винчи чрезвычайно активен, много ездит.
С 1513 по 1519 год он попеременно живет в Риме, Павии, Болонье, Франции, где и умирает, по преданию, 2 мая 1519 года на руках короля Франциска 1, прося прощения у Бога и людей, что «не сделал для искусства всего, что мог бы сделать».