shapka

27 января - особая дата в календаре. В этот день 78 лет тому назад в Ленинграде был произведён салют в ознаменование окончательного освобождения города от блокады, которая продолжалась 872 дня.

Когда замкнулось блокадное кольцо, в Ленинграде оставалось помимо взрослого населения 400 тысяч детей – от младенцев до школьников и подростков. У них было особое, опаленное войной, блокадное детство. Они росли в условиях голода и холода, под свист и разрывы снарядов и бомб.
О маленьких жителях Ленинграда, которые наравне со взрослыми терпели голод и холод, защищали родной город от фашистов, написал книгу "Дети блокады" Михаил Павлович Сухачёв.
Михаил Сухачев, двенадцатилетним мальчиком пережил много месяцев в трагической и героической блокаде Ленинграда в 1941–1944 годах.
Родился Михаил Павлович в 1929 году в Орловской области, но затем его мать, трое братьев и четыре сестры переехали жить в Ленинград. Там он поступил в школу, начал заниматься в школьном авиамодельном кружке и построил модель самолета, пролетевшего на соревнованиях ленинградских школьников самое большое расстояние. Все Сухачевы играли в струнном оркестре Ленинградского клуба железнодорожников.
Война круто изменила мирную жизнь семьи. Трое братьев и сестра ушли на фронт. А двенадцатилетний Миша остался с матерью и тремя сестрами в Ленинграде, который уже в сентябре 1941 года оказался в блокаде.
Окончание войны совпало с завершением учебы Михаила в восьмом классе. Он поступает учиться в Ленинградскую спецшколу военно-воздушных сил. Затем становится курсантом авиационного училища имени Чкалова. Закончив училище в 1951 году, молодой лейтенант Сухачев был направлен в город Винницу, где служил в 43-й воздушной армии дальней авиации. Он осваивал новую авиационную технику и летал на сверхзвуковых истребителях. В 1957 году командование армии направило капитана Сухачева на учебу в Военно-воздушную Академию имени Ю. А. Гагарина.
После завершения в 1961 году учебы в академии Михаил Павлович был оставлен там на преподавательскую работу и готовил кадры высшего командного состава авиации нашей страны. Потом работал в Генеральном штабе Вооруженных Сил СССР.
Но постоянно М.П. Сухачева, полковника авиации, летчика-истребителя, сопровождала жажда литературного творчества.
Он написал книги об авиации и летчиках Великой Отечественной войны – «Небо для смелых», «Штурман воздушных трасс» и др.
Чем же книга «Дети блокады» Михаила Сухачева, отличается от множества других книг, рассказывающих о блокаде города? Обратимся к словам автора:
«Я долго ждал, когда же наконец расскажут о детях, которые по хлебным карточкам были приравнены к нахлебникам возле скудного стола блокированного города, но которые, обуреваемые желанием помочь взрослым оборонять город, строили баррикады, сбрасывали "зажигалки", выслеживали вражеских сигнальщиков, проверяли светомаскировку и даже работали на заводах, подставляя под ноги ящики, чтобы дотянуться до станка.
В литературе о блокадном Ленинграде почти не писали об отрядах ребят, организованных в системе местной противовоздушной обороны, помогавших сандружинницам откапывать людей в разрушенных домах, оказывать медицинскую помощь раненым.
Да, я из города, который фашисты охватили обручами и закрыли на них замки, чтобы, как они говорили, не проскочила мышь ни туда, ни обратно (она и не могла проскочить, потому что все мыши были съедены). Нас, детей, в этом кольце осталось более 400 тысяч. Я из того времени, о котором поэт Юрий Воронов, также переживший в 12 лет блокаду Ленинграда, сказал: "Нам в сорок третьем выдали медали и только в сорок пятом – паспорта". В книге "Дети блокады" я рассказал о ребятах, которые воспринимали окружающий мир таким, каким он был, не хлюпиков, не ноющих, не изводящих взрослых просьбами о хлебе.
В книге нет вымысла. Все события имели место в действительности, изменены только имена».

Жил в городе Ленинграде обычный двенадцатилетний мальчишка - Виктор Стогов. Он любил военные игры, в которых нужно было сидеть в дозоре или захватывать штаб «противника», кататься на сцепке заднего вагона трамвая, держась одной рукой за резиновый шланг тормозной системы, а другой – за карниз оконного стекла. Вместе со своим закадычным другом Валеркой Спичкиным ходить в любимый кинотеатр «Гудок» или играть в прятки в подвале школы № 99.
Известие о начале войны застигло Виктора в летнем загородном лагере. На вечерней линейке его начальник, молодая энергичная женщина, произнесла пламенную речь о том, что немецко-фашистские захватчики в скором времени будут разгромлены на их же территории. Однако уже через две недели всех детей спешно эвакуировали поближе к родным и близким.
Ленинград встретил ребят окнами, заклеенными крест-накрест белыми полосками бумаги, светомаскировочными сетками, разрушенными зданиями.
Это была война настоящая, страшная, совсем не такая, какой виделась ранее в кино. Началась совершенно другая жизнь…
Жизнь, в которой при звуке сигнала о воздушной атаке нужно было прятаться в бомбоубежище, неделями ждать родных и близких с заводов и госпиталей, дежурить на крышах домов, чтобы вовремя обезвредить зажигательную бомбу, выслеживать диверсантов, и стоять в длинных очередях за хлебом и водой.
«Если теперь спрашивали кого-нибудь из ребят: «Чего бы ты хотел?» - тот вяло, с потухшими глазами отвечал: «Есть», не веря в возможность такого желания. Временами состояние голода казалось даже нормальным, привычным. Это означало, что до последней, самой тяжёлой, самой опасной стадии, когда уже не хочется есть, осталось совсем немного»
Думал ли Виктор, что вместе со своими друзьями будет ходить на место сгоревших продуктовых складов лакомиться землёй, в которую вплавился горелый сахар, резать на мелкие кусочки кожаный ремень, чтобы сварить из него студень, и радоваться известию об увеличении нормы хлеба на 50 граммов.
«Витьке, Эльзе, Валерке и всем их друзьям это казалось спасением, мостиком, по которому они выберутся из царства голода. Но это только казалось. Запущенные дистрофия и цинга продолжали косить их сверстников. Умер Борька Угольков и ещё несколько ребят во дворе»
Любовь к Родине, стойкость, мужество, самоотверженность – вот главные черты этих ребят, благодаря которым они выдержали нечеловеческие испытания.
Книга «Дети блокады» получила только положительные отзывы от читателей, советуем и вам прочитать эту замечательную книгу.
«Самое правильное слово- "потрясающе"! Потрясающе глубокая, душевная, эмоциональная, чистая, как детская душа, человечная книга! Потрясающе своевременное издание на фоне нарастающей амнезии у молодежи об ужасах войны и героизме народа. Потрясающе лёгкий в прочтении и простой слог. Потрясающе талантливый автор!!!» Маслацов Алексей.
Книгу «Дети блокады» Михаила Сухачева можно взять в нашей библиотеке.
Ссылка на электронную версию в интернете https://mir-knig.com/read_175299-1
Не менее интересная книга «Там, за чертой блокады», которая является продолжением первой книги. В новой повести, которая читается как самостоятельное произведение, рассказывается об дальнейшей судьбе Вити Строгова и его товарищей. Оставшись в блокаду без родителей, они обрели вторую семью в дошкольном детдоме, устроенном в их бывшей школе, и вместе с ним были эвакуированы под Томск, в сибирскую деревню. Эта книга также и о тех, кто приютил «детей блокады», помог им обжиться на новом месте, – о колхозниках-сибиряках, людях широкой души и щедрого сердца.
Ссылка на электронную версию в интернете ссылка
Так же предлагаем посмотреть встречу с писателем М.П. Сухачевым ссылка

1

2

3

4



Мы в соцсетях

OK60x60VK60x60

Полезные ресурсы